Психологическое сопровождение

Фото Гусейнова С.В.

Гусейнова Светлана Владимировна

педагог-психолог высшей категории

Направления работы в рамках психологического сопровождения обучающихся в школе-интернате:
* Психодиагностика
* Психологическое консультирование
* Коррекционно-развивающая работа
* Экспертная работа
* Просветительская и профилактическая работа
* Организационно-методическая работа

Обучающимся

ВОЛНУЙТЕСЬ СПОКОЙНО!

Предэкзаменационный и экзаменационный периоды являются тем временем, в которые школьники ощущают тревогу, страх, неуверенность в себе и своих силах, нервозность, чувство неопределенности, чувство грозящей опасности и неудачи. Действительно, перечисленный список пугает. Кажется, как подобное психологическое напряжение могут испытывать дети…

«Все в той или иной степени тревожатся», — подумаете Вы. И, конечно, Вы будете правы. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности. Тревожность для того, чтобы предупреждать нас об опасности, угрозе и в этом смысле имеет не меньшую ценность, чем боль. Но перед ответственными мероприятиями (экзамен, важная встреча, разговор), уровень тревожности существенно возрастает, что приводит к дезорганизации личности и в конечном итоге отрицательно сказывается на процессе и результате выполняемой деятельности. А ведь экзамен этот первый, важный…

Именно в этот ответственный момент Вашему ребёнку необходима поддержка. Чтобы понизить уровень тревожности перед экзаменами, снять агрессивность и конфликтность поведения, сформировать оптимистическое восприятие будущего, необходимо соблюдать ряд простых правил стабилизации эмоционального состояния.

• Сон. Школьнику необходимо спать от 8,5 до 9 часов. Полноценный сон будет лучшим отдыхом для нервной системы. Лёгкий, кратковременный сон — дневной (от 5 до 30 минут) можно использовать вместо традиционной чашки кофе. В идеале в конце каждого часа работы необходимо отдохнуть 2-3 минуты;

• Неприятные эмоции, отрицательные воспоминания следует заменять приятными. Конечно, реализовать это правило достаточно нелегко, но усилием воли можно переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают у человека положительные эмоции;

• Оптимистичный подход. Установка на успех придаст школьникам сил и создаст благоприятный психологический настрой. Старайтесь смеяться вместе с ребёнком, иногда отвлекать его от работы приятными воспоминаниями;

• Повышайте их уверенность в себе. Чем больше ребенок боится неудачи, тем выше вероятность допущения ошибок. Говорить вслух о будущем успехе;

• Питание. Обратите внимание на то, что употребляет Ваш ребенок в пищу. Во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища: рыба, творог, орехи, курага и т.д. Необходимы такие продукты, которые стимулируют работу головного мозга;

• Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.

Важно верить в силы Вашего ребёнка, демонстрировать свою уверенность и положительный настрой по отношению к будущему результату на экзаменах.

ПАМЯТКА ВЫПУСКНИКАМ, СДАЮЩИМ ЭКЗАМЕН В ВИДЕ ТЕСТИРОВАНИЯ
1. Сосредоточься и не спеши!
2. Прежде чем писать, дважды перечитай вопрос и убедись, что правильно понял задание.
3. Начни отвечать с более легкого вопроса.
4. Пропускай трудные или непонятные задания. В тесте обязательно будут задания, с которыми ты справишься.
5. Прочитывай текст до конца.
6. Думай только о текущем задании. Забудь о неудаче в прошлом задании, если она была.
7. Исключай! Многие задания можно решить быстрее, если сразу исключить неправильные варианты.
8. Запланируй 2 круга ответов, оставляя:
— 2/3 времени на более легкие задания;
— 1/3 времени на трудные задания.
9. Проверяй! Оставь время для проверки, чтобы увидеть явные ошибки.
10. Угадывай! Если ты можешь предпочесть один ответ другому интуитивно, доверяй своей интуиции.
11. Не огорчайся! Количество выполненных тобой заданий уже может быть достаточно, чтобы получить хорошие баллы.

Родителям

ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Школьная адаптация Одной из самой важной проблемой у детей, пришедших впервые в школу или перешедших в другую, является адаптация к школе. Станет ли школа для ребенка вторым домом, будет ли он ходить в нее с радостью, свяжет ли все значимое для него со школой, останется ли она в будущем для него опорой в самых больших свершениях и открытиях? Или вызовет боязнь, хроническую тревогу, озабоченность, неудовлетворенность, убьет любознательность и потребность в достижениях? Ответ на эти вопросы итог всей работы школы и семьи. Мы должны создать благоприятные условия для обучения ребенка.

Статус школьника меняет коренным образом жизнь ребенка. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому для ученика очень важно как он будет справляться со своими школьными обязанностями. Успех или неуспех в учебных делах имеет для него острую аффективную окраску. От этого зависит успешность адаптации ребенка к школьной жизни.

1 сентября

Адаптация — это приспособление организма к условиям среды. Адаптация к школе — многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Дезадаптация — это нарушение приспособительного поведения человека в силу действия внутренних или внешних причин — непосильных и несправедливых требований, чрезмерных нагрузок, трудностей и возникающего в ответ несогласия, сопротивления, самозащиты и т.д. У детей дезадаптация проявляется по-разному в зависимости от индивидуально-психологических особенностей, психического состояния, состояния здоровья и степени социально-педагогической запущенности. Задача семьи и школы помочь ребенку справиться с этим процессом. Адаптационный период переживает каждый ученик, но протекает это по-разному: у кого-то это выражается в том, что он стал больше спать (т.к. сон является хорошим лекарством от переутомления), у кого-то это больше проявляется в нарушениях поведения, нервной расторможенности, лишней болтливости, повышенном уровнем тревожности. Все эти проявления со временем пройдут по мере того как ребенок адаптируется. Процесс адаптации протекает у всех по-разному и его длительность у каждого ученика своя. Некоторые адаптируются в течение месяца, другие — в течение четверти, у кого-то это длиться в течение полугода.

Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших опыта общения со сверстниками, столкнуться с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т.п. Необходимо адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего, покажите ребенку, что вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки. В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологической грамотного подхода можно спровоцировать стресс у детей.

Взрослым необходимо помнить, что переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа жизни. Ниже приведены данные о том, что имеют общего и чем отличаются со стороны психологии дошкольники и младшие школьники.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СЕМЬЕ

Уважаемые родители! Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них особенностей. При воспитании ребенка с нарушением зрения нельзя допускать следующих ошибок:
1. Чрезмерную опеку, лишение ребенка самостоятельности подавление его активности, запрет на выполнение им доступных и посильных действий («небегай»,«не бери сам»,«нетрогай»и т. п.)
2. Неадекватность предъявляемых действий к ребенку в семье, излишние строгость и настойчивость родителей в получении ребенком дополнительных знаний из-за боязни что во взрослой жизни он будет не востребован. Это приводит к формированию повышенной моральной ответственности ребенка и создает предпосылки к развитию фобий.
3. Воспитание в стиле «кумир семьи», предупреждение любых желаний больного ребенка. Это приводит к развитию эгоцентризма, неприспособленности к жизни, зависимости от окружающих.
4. Неприятие ребенка с физическим недостатком, способствующее формированию комплекса нелюбимого ребенка» и приводящее к развитию невротических реакций.

По воспитанию ребенка с нарушением зрения в семье существуют следующие рекомендации:
1. Чаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете.
2. Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте (например: «Сейчас мы будем умываться. Вот мыло»).
3. Спокойно повторяйте обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения, не услышанные им из-за неустойчивости внимания, свойственной детям с нарушением зрения.
4. Учите ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.
5. Используйте «золотое правило»: «Все, что можно, представьте ребенку наглядно». Широко используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте экскурсии с ребенком, при этом обязательно стимулируйте его желание ознакомиться с предметами.
6. Учите малыша обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и с помощью осязания (на ощупь).

По развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в семье можно дать следующие рекомендации:
* Обращайте внимание ребенка на разные признаки и качества игрушек, предметов, их цвет, форму и величину (например, обследование кубика: «Это кубик, посмотри глазками внимательно он красного цвета, потрогай, какой он гладкий, подержи его на ладошке, он легкий, потому что пластмассовый; у кубика есть углы».
* Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Для этого подберите игрушки и предметы разные по величине (мячи, пирамидки, ленточки и т. д.). Объясните ребенку, какой мяч большой, какой маленький.
* Учите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на столе). Предложите ему положить руки ладошками вниз, объясните: «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правой руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от него.
* Обязательно поддерживайте действия ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительно оценивайте то, что он делает: «Ты очень старался, молодец! «Как красиво ты поставил игрушки!» и т. д. Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете. Стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.
* Развивайте мелкую моторику ребенка, т. к. доказана зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т. д.
* Ну и конечно же, обязательно играйте с ребенком в игры, развивающие его интеллект. Интеллектуальное развитие подразумевает наличие у ребенка с нарушением зрения определенных знаний об окружающем мире, предметах и явлениях. «Нужны ли для их накопления специальные занятия и специально отведенное время?» — спросите вы. Возможно, иногда возникает такая потребность, но в основном это происходит ежечасно, повседневно, нужно только не отмахиваться от детских «почему, зачем, отчего», не лениться разъяснять, показать. Обратить внимание ребенка. Вы идете в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое «молочные продукты» — кефир, творог, сметана. На обратном пути из магазина можно закрепить знания детей о молочных продуктах в игре. Мама говорит ребенку: «Давай я буду называть продукты, а ты будешь хлопать в ладоши тогда, когда я буду называть молочные продукты. Сегодня у нас поездка за город, на дачу – нет лучше способа рассказать ребенку об овощах и фруктах, обратить внимание на то, как они растут, вспомнить цвета, все оттенки зеленого, красного, желтого. Хорошо, если это будет не просто рассказ, а ребенок сам выкопает морковку, сорвет огурец и т. д. Здесь можно поиграть с ребенком в игру «Подбери цвет предмету», или. «Что лишнее?», или «Найди отличия». Если процесс классификации у ребенка затруднен, стоит уделить этому особое внимание. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды и т. д.). А потом поиграть в игры «Кто быстрее выберет фрукты», «Кто найдет больше диких зверей». Игры тут могут быть различные, пофантазируйте и обязательно найдете то, что интересно вашему ребенку. Необходимые знания ребенок с нарушением зрения получает и в процессе активной деятельности.
* Не удивляйтесь, если он стремится разобрать новую машинку, не отмахивайтесь от его желания пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок, или помочь вам во время стирки. Все это своего рода экспериментальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий, путь познания. Здесь уместно поиграть в такие игры, как «Тонет – не тонет», «Из чего состоит предмет?», «Назови части», и т. д.
* Дети с нарушением зрения не всегда бывают любознательны, поэтому у них необходимо целенаправленно развивать любознательность, тренируя их наблюдательность, воображение. Особенно хорошо это делать во время рисования, лепки, конструирования, выполнения различных поделок из природного материала. Вы вернулись с прогулки по лесу, попросите ребенка нарисовать то, что он увидел в лесу, вылепить из пластилина грибы: лисичку и сыроежку, подберезовик и мухомор. Разберитесь, что общего у них, в чем отличие. Попутно разберитесь, какие грибы съедобные, какие нет. Можно ребенку рассказать, как заготавливать грибы на зиму: сушить, солить, мариновать. Таким образом, уважаемые родители, развивайте своих детей дома. Не отмахивайтесь от детских «почему, зачем, отчего», не ленитесь разъяснять, показывать. Всегда помните о том, что развивать своего ребенка должны именно Вы, родители! Не случайно в Законе об образовании РФ сказано, что именно семья является важнейшей сферой личностного развития ребенка. Именно родители являются первыми педагогами своих детей и они, родители, должны заложить в них основы физического, интеллектуального и нравственного воспитания.

Используемая литература:
1. Журнал «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ» №1 янв. 2013г. Статья «Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения». М.Н. Салова, Л.А. Жданова, Т.Ф. Абрамова.
2. М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева, «Как готовить ребенка к школе» «Арктоус» Тула 1997 год.

РОДИТЕЛЯМ О НАРКОМАНИИ: КАК ЗАЩИТИТЬ ДЕТЕЙ

Наркомания в обыденном понимании – это употребление наркотиков без назначения врача при условии, что такое употребление становится невольной и постоянной потребностью человека.

Наркомания, как и СПИД, не знает границ. Наркоманы встречаются среди людей разного возраста, социального положения…

Одно из самых опасных действий наркотика на организм заключается в том, что он способен в самые короткие сроки сформировать жесткую зависимость состояния человека, его физического и психического самочувствия от употребления препарата и изменить всю его жизнь.

Последствия употребления наркотиков.

Медицинские:
— психические расстройства (галлюцинации, бред, преследования);
— высокий суицидальный риск;
— токсическое повреждение органов и систем организма;
— инфекционные заболевания (ВИЧ, СПИД, гепатиты В и С);
— инфекции, передающиеся половым путем;
— передозировка;
— туберкулез;
— преждевременная смертность.

Социальные:
— изменения личности (опустошение психики, снижение интересов, обеднение эмоций)
— искажение семейных связей
— угроза здоровью будущих поколений
— совершение преступлений
— экономический ущерб

Дети и подростки узнают о наркотиках даже раньше, чем вы этого ожидаете: из средств массовой информации, от друзей и т.д.

Вам надо быть во всеоружии, чтобы предотвратить возможную беду.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ:
— следы от уколов и порезов (на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки)
— заметное уменьшение или возрастание аппетита, жажды
— бледность, землистый цвет или покраснение кожи
— гипо- или гипермимичность
— чрезмерно широкие или узкие зрачки
— нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха
— сухость, шелушение, дряблость кожи, тусклость и ломкость волос
— сухость губ или повышенное слюноотделение
— потеря веса, тошнота, тремор, частый насморк, кашель
— появление нехарактерных запахов изо рта, от волос и одежды (запах лекарств и других химических веществ, сладковатый запах, похожий на благовония, тмин, мяту, запах клея, растворителя)
— появление предметов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул, таблеток (особенно снотворных или успокоительных), желтых или коричневых пятен на теле или одежде, шприцев, игл, марлевых или ватных тампонов, резиновых жгутов, ампул, сухих частиц растений, закопченных ложек, похожих на пластилин комочков с сильным запахом
— частые немотивированные исчезновения из дома
— появилось много таинственных звонков и странных разговоров по телефону, использование «шифра», жаргонных слов
— в доме стали пропадать деньги или вещи
— сужение круга интересов, потеря интереса к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), спорту, учебе и общению с прежними друзьями
— частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются черты, указанные ранее
— неустойчивость эмоционального состояния, подъемы настроения резко сменяются вспышками раздражительности, агрессии
— вялость, заторможенность, быстрая утомляемость, малая подвижность, сменяемые необъяснимым возбуждением, энергичность, бесцельными движениями
— изменение нормального режима жизни – появление сонливости днем и бессонницы ночью

Уважаемые родители!

Наркомания – это проблема нынешнего поколения. Детская наркомания – это проблема будущего поколения. Как защитить будущее наших детей?

Помните, что отношение детей к проблеме наркотиков в немалой степени зависит от ваших с ними взаимоотношений. Доброжелательность и поддержка семьи помогают воспитать в детях чувство собственного достоинства, уверенности в себе и способность отстоять свое мнение. Лучшим иммунитетом к наркотикам является оптимистическая активная, целеустремленная и конструктивная жизненная позиция.

Больше говорите с детьми
Слушайте их
Будьте тверды и последовательны
Поставьте себя на их место
Расскажите им о себе
Формируйте у детей ясные представления о добре и зле
Рассказывайте им о вреде наркотиков
Помогайте им ставить перед собой конкретные цели
Будьте примером
Делайте что-нибудь вместе
Будьте с ними

О чем бы вы ни говорили с детьми, постарайтесь ненавязчиво дать им хотя бы один совет из области соблюдения правил личной безопасности. Будьте настоящим другом своему ребенку. Если у него возникли проблемы с наркотиками, помогите ему принять решение, убедите обратиться за помощью! Не каждый, кто пробует наркотики, обязательно станет наркоманом, но каждый, кто уже привык к ним, начал с того, что однажды попробовал наркотик…

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫМ СУИЦИДОВ

— Будьте внимательнее к настроению своего ребёнка, поддерживайте его, не ругайте по пустякам, сохраняйте диалог. Чуткий родитель должен почувствовать, что ребёнка что-то тяготит.
— Попытайтесь поговорить с ребенком, но не навязывайте свою точку зрения и не старайтесь приуменьшить подростковое горе словами: «Ну, ты дурачок еще! Нашел, на что обращать внимание!» Вспомните себя и постарайтесь поговорить по- взрослому.
— Воспринимайте своего ребёнка-подростка всерьёз. Относиться к нему снисходительно нельзя: он уже не на «верхнем уровне детскости», а на «нижнем уровне взрослости».
— Необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.
— Займитесь с ребенком новыми делами. Каждый день узнавайте что-нибудь новое, делайте то, что никогда раньше не делали. Внесите разнообразие в обыденную жизнь. Запишитесь вместе с ребёнком в тренажерный зал или хотя бы заведите привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывайте новые прогулочные маршруты, съездите в выходные на увлекательную экскурсию, придумывайте новые способы выполнения домашних обязанностей, посещайте кинотеатр, выставки, сделайте в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
— Подростку необходимо соблюдать режим дня. Следите за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
— Не бойтесь попросить помощи, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Педагогам

Профилактика скулшутинга, «колумбайна» и буллинга в школе

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТРОМ СТРЕССЕ

Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (кто-то разозлил, заставил понервничать начальник или кто-то из домашних), у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе: «Стоп!» – чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Перечислим некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.
1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.
2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.
3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения.
4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) «по косточкам», как описано в пункте 3.
5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойное. Фиксируйте это положение 1–2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).
6. Займитесь какой-нибудь деятельностью, все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации играет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.
7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.
8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.
9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.
10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений.

Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.

УСЛОВИЯ РАССЛАБЛЕНИЯ
• Спокойная обстановка: тихий уголок — дома, на природе.
• Специальная методика расслабления.
• Пассивное состояние: полное освобождение от мыслей, переживаний.
• Позвольте мыслям свободно проплывать мимо вас.
• Учение Будды: перестать творить зло, делать добро и уметь останавливать ум.
• Удобная поза (положение, в котором можно некоторое время находиться комфортно): сидя в позе кучера или барина; лежа на горизонтальной плоскости.
• Регулярные занятия релаксацией.

ПЯТЬ СОВЕТОВ БРЕДЛИ ФРЕДЕРИКА

Данные рекомендации разработаны в США и адаптированы для нашей страны.
1. Сделайте несколько глубоких вдохов. Этим вы приглушите чувства нервозности и беспокойства, возникающие первыми в практически любой стрессовой ситуации.
2. Потянитесь. Большинство из нас отвечают на стрессовое воздействие мышечным напряжением, а растягивание мышц в определенной степени уменьшает ощущение стрессового «нажима».
3. Выпятите грудь колесом. Это делается не только для того, чтобы почувствовать свою значимость в психотравмирующей, стрессовой ситуации. Вы расправляете грудь, чтобы вам было легче дышать. В состоянии стресса напряжение мускулатуры может вызывать затруднения дыхания, что обычно усиливает беспокойство, которое человек и так чувствует в подобной ситуации. Первый раз, когда плечи идут назад, глубоко вдохните, затем, когда они расслаблены, выдохните. Повторите все это 4–5 раз, затем снова глубоко вдохните. Повторите всю последовательность 4 раза.
4. Полностью расслабьтесь. Для этого существует самый простой способ так называемой прогрессивной релаксации. Начиная с макушки до кончиков пальцев ног, напрягите одновременно одну группу мышц своего тела, подержите это напряжение несколько секунд, а затем дайте мышцам расслабиться.
5. Примите (если есть такая возможность) горячую ванну. Когда человек напряжен в стрессовой ситуации, когда он беспокоен и даже тревожен, приток крови к его конечностям уменьшается. Горячая же вода восстанавливает циркуляцию крови, как бы давая понять организму, что он находится в безопасности и что уже можно расслабиться. Если рядом нет ванны (или душа), то можно просто подержать руки под струей горячей воды из крана до тех пор, пока вы не почувствуете, что напряжение уходит. К тому же проточная вода, по мнению биоэнерготерапевтов, «смывает» накапливающуюся в человеке «отрицательную», вредную для его здоровья энергию.

АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРИЕМЫ
9 ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРАВИЛ ДЛЯ ВСЕХ И КАЖДОГО

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты.
1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!
2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.
3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.
4. Пейте побольше воды (не спиртных напитков!). для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1–1,5 литра в день.
5. По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть» нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.
6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки — без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.
7. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.
8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.
9. Купите (если у вас еще нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством (или так называемый АОН, высвечивающий или сообщающий голосом номер звонящего). Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию.

Не очень сложные приемы, согласитесь? Но следование им обязательно убережет вас от многих тяжелых стрессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. — М., 2002.
2. Барлас Т.В. Популярная психология: от конфликтов к обретению. — М., 1997.
3. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить коммуникационные и организационные качества. — М., 1999.
4. Битянова В.Н. Психология личностного роста. — М., 1996.
5. Борисова Л.Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере российского учительства 60–90-х гг.). — Новосибирск, 1993.
6. Васильева О.С. Психология здоровья человека. Эталоны. Представления. — М., 2001.
7. Виллюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976.
8. Гримак Л.П. Общение с собой. — М., 1991.
9. Дерябин B.C. Чувства, влечения, эмоции. — Л., 1974.
10. Дмитроченкова И.П., Ланина Н.В. К вопросу о коррекции личностных особенностей педагогов//Психолого-педагогические условия развития личности учащихся. — Воронеж, 1990.
11. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л., 1985.
12. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. — Л., 1990.
13. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1988.
14. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. — М., 2000.
15. Колядинцева О.А., Посашкова И.П. Личность учителя: постижение себя на пути к успеху: Методическое пособие. — Омск: ООИПКРО, 2002.
16. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М., 2000.
17. Лук А.Н. Эмоции и личность. — М.: Знание, 1982.
18. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.
19. Макшанов С.И. Психология тренинга. — СПб., 1997.
20. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. — М., 1998.
21. Маркова Л.М. Психология труда учителя. — М., 1993.
22. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических заведений. Книга 1. — М., 1994.
23. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. Книга для учителя. — М., 1991.
24. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. — М., 2002. Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении // Психологический журнал. — Т. 12, 1991, № 1, с. 47–55.
25. Петровская Л.А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. — М., 1982.
26. Прохоров А.О. Психология самоуправления. — Казань, 1997.
27. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. — СПб., 1999.
28. Психологические основы формирования у педагогов личностно-ориентированного подхода к ребенку / Под ред. С.С. Харина. — Минск, 1999.
29. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. — М., 2002.
30. Тарасов Е.А. Как победить стресс. — М., 2002.
31. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6.
32. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. — М., 1988.
33. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. — М., 1996.

Профилактика жестокого обращения с детьми

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации

Принцип 9 Декларации о правах ребенка

Правовой запрет на применение в отношении ребенка насилия, жестокого, или унижающего человеческое достоинство обращение закреплен в ряде международно-правовых документах ООН и Совета Европы.

В Конституции Российской Федерации, являющейся главным нормативным актом, обладающим юридической силой провозглашено «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».

ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА РЕБЕНКА

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми:
* Физическое
* Сексуальное

Насилие над детьми
* Отсутствие заботы(пренебрежение основными потребностями ребенка)
* Психическое(эмоционально дурное обращение)

Физическое насилие

Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

1) Поведенческие и психологические индикаторы:
задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

2) Признаки физического насилия над ребенком:
раны и синяки:
разные по времени возникновения;
в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);
непонятного происхождения;
имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

ожоги:
топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

укусы:
следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют элипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков;

«синдром тряски ребенка»:
возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносный сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

Отсутствие заботы о детях

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.
Влияние на ребенка:не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес; ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища; нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия); не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно; устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Психическое насилие

Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):
обвинения в адрес ребенка (брань, крики); принижение его успехов, унижение его достоинства; отвержение ребенка; длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей; принуждение к одиночеству; совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Влияние на ребенка:задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников); импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость; попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков); уступчивость, податливость; ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева; депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Влияние на ребенка:
ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;
может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;
может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;
может жаловаться на физическое нездоровье;
девочка может забеременеть;
ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;
скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.

Существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:
следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;
следы сексуального насилия;
запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.

Каковы истоки проблемы детского насилия?

Отсутствие как таковой сексуальной культуры в обществе, в то время как запреты и табу сняты, привели к искажению ценностей;
Насилие в телевизионных программах (СМИ);
Уровень жизни населения;
Изоляция или одиночество ребенка;

Расстройства и нарушения в сексуальной сфере (в т.ч психиатрического плана).

Портрет жертвы. Понятие виктимность (комплекс жертвы)

Есть три группы людей, которые особенно часто становятся жертвами любого насилия – и сексуального в частности. Вот их психологический портрет.
1. Слишком послушные. Как правило, это дети (или взрослые, выросшие из этих детей), которым родители, длительное время внушали, что надо всех слушаться. И ни в коем случае им не перечить!
2. Слишком хорошие. Это люди (чаще женщины), которым важно, чтобы никто не подумал о них плохо.
3. Слишком закомплексованные,которые испытывают устойчивые трудности установления отношений с окружающими, склонные к изоляции и самоизоляции (изгои), замкнутые люди.

Каковы последствия детского насилия:
для детей до 3 лет — страхи, спутанность чувств, в поведении отмечаются нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;
для дошкольников — тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, чувство беспомощности, испорченности; в поведении отмечаются регрессия, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация;
для детей младшего школьного возраста — амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру; в поведении отмечаются отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение, ощущение «грязного тела», молчаливость либо неожиданная разговорчивость, сексуальные действия с другими детьми;
для детей 9-13 лет — то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений; в поведении отмечаются изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение;
для подростков 13-18 лет — отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности; в поведении отмечаются попытки суицида, уходы из дома, агрессивное поведение, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность и противоречивость поведения.

Роль учителя при раскрытии сексуального насилия над ребенком

Можно выделить три основных задачи, стоящие перед учителем (психологом, воспитателем, социальным работником) в случае раскрытия сексуального насилия над учеником.
1. Помочь ребенку, оказать ему поддержку.
2. Сообщить в соответствующие органы и учреждения, поскольку это уголовное преступление.
3. Предупредить повторение насилия, для чего создать в школе теплую творческую атмосферу, характеризующуюся предсказуемостью, надежностью, доверительностью отношений.

Какие правила личной безопасности необходимо соблюдать в ситуации угрозы насилия (в детских садах, школах…дома….)?

Типичная уловка насильников – заманивание. Фантазия у них обширна и выдает массу вариантов приманок и ловушек, о которых и родителям, и детям необходимо знать. Обязательно нужно объяснить ребенку, что никогда не следует:
* подходить к незнакомым взрослым ближе чем на метр, особенно если они находятся в автомобиле;
* входить в лифт с незнакомым взрослым или заходить одновременно с ним в подъезд;
* одиночку идти со взрослым – как незнакомым, так и малознакомым, как в знакомое, так и в незнакомое место под любым предлогом: посмотреть/взять в подарок/помочь вылечить щенка или котенка, взять пакет для папы, помочь в какой-то хозяйственной мелочи, проводить и показать улицу или дом;
* садиться в машину со знакомыми, и тем более незнакомыми, даже если они сообщают, что «папа/мама в больнице и тебе срочно нужно приехать» (надо объяснить ребенку, что сначала неплохо бы папе/маме позвонить и выяснить, все ли с ними в порядке, а если дозвониться не удается – поехать с хорошо знакомым взрослым, лучше – женщиной: соседкой, мамой школьного приятеля);
* никому, кроме доктора на приеме (с согласия и в присутствии родителей) нельзя позволять себя трогать за половые органы; и тем более нельзя трогать никого из взрослых или более старших ребят, даже если они об этом попросили и даже если заявляют, что «все дети делают это» или, напротив, «сейчас ты узнаешь то, что не знает и не умеет еще никто из твоих ровесников».

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, соответствии с российским законодательством

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью)
ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью)
ст. 113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта)
ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью)
ст. 116 (побои)
ст. 117 (истязание)
ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности)
ст. 131 (изнасилование)
ст. 132 (насильственные действия сексуального характера)
ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера)
ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста);
ст. 135 (развратные действия)
ст. 125 (оставление в опасности)
ст. 124 (неоказание помощи больному)
ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего)
ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей)
ст. 110 (доведение до самоубийства)
ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью)
и другие.

Гражданско-правовая ответственность

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Действия сотрудников образовательных учреждений

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;
3) специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудника органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования;
4) по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству;
5) руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

Социально-психологическое тестирование

Приказ Министерства образования Саратовской области от 11.01.2017 г. №45
«О проведении социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ» (PDF)

Приказ от 16.02.2017 г. №21
«О проведении ежегодного анонимного социально-психологического тестирования учащихся ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №3 г. Саратова» в 2016/2017 учебном году» (PDF)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 июня 2014года N 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» (ссылка)

Методические рекомендации по проведению разъяснительной работы с родителями обучающихся в целях предупреждения отказов от участия в социально-психологическом тестировании на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (PDF)

 

 

Со старшеклассниками проводятся деловые игры, тренинги общения

Со старшеклассниками проводятся деловые игры, тренинги общения

Индивидуальные и групповые занятия по развитию познавательной сферы с учащимися начальной школы

Индивидуальные и групповые занятия по развитию познавательной сферы с учащимися начальной школы

Тренинги по профилактике школьной дезадаптации

Кабинет психологической разгрузки