Профориентация и самоопределение обучающихся
«Всякое ремесло имеет свои тайны и требует таланты»
О.П. Табаков — актер, режиссер, педагог, почетный гражданин Саратова и Саратовской области

Приказ об организации профориентационной работы в школе
и утверждение плана мероприятий на 2021-2022 гг.
1. ПОЛОЖЕНИЕ о профориентации
2. Программа профориентации
3. ПЛАН профориентационной работы
4. СОСТАВ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО СОВЕТА
5. ГРАФИК
6. ВУЗы, ССУЗы для СЛЕПЫХ и СЛАБОВИДЯЩИХ детей
7. Каталог полезных интернет
8. Анкета профессионального самоопределения
9. Внеурочное занятие. Выбираю профессию
10. Тренинг. Я в мире профессий
11. Беседа. Как выбрать профессию
12. Беседа. Кот в мешке, или как правильно выбрать профессию
13. Беседа. Ошибки при выборе профессии
14. Профессии будущего
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
— оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
— получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
— выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
— Профессиональной просвещение;
— Профессиональная диагностика;
— Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе в
2021-2022 учебном году:
1-4 классы:
-
Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
-
Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
-
Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-8 классы:
-
Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
-
Представления о собственных интересах и возможностях;
-
Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
9-10 классы:
-
Групповое и индивидуальное профконсультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
-
Профессиональное самопознание;
11-12 классы:
-
Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
-
Оформление уголка по профориентации, страничка на школьном сайте в разделе «Профориентационная работа в школе».
-
Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами района и области.
Работа с учащимися:
-
Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.;
-
Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
-
Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
-
Расширение знаний в рамках школьных предметов;
-
Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
-
Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
-
Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования.

Работа с родителями:
-
Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
-
Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ (памятка для родителей)
-
Принятие решения о выборе профессии
Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности. На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.
Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.
Типичные ошибки при выборе профессии:
-
Выбор профессии «за компанию»
-
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
-
Выбор престижной профессии
-
В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
-
Отождествление учебного предмета с профессией
-
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
-
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
-
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
-
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
-
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
-
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
-
Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
-
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
-
Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
-
Выбор профессии под давлением родителей
-
Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка: нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту; часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.; еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.
Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум – ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.
Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.
Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
-
Первый фактор – «Хочу» Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
-
Второй фактор – «Могу» Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
-
Третий фактор – «Надо» Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
-
1.Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
2.Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3.Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
-
4.Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.